«Золотой пальмовый секатор» уедет в Сеул

XVI Международный Канский видеофестиваль завершился 27 августа в Канске (Красноярский край). Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор» — достался «Девушке за дверью»...

Видеофестиваль-2017: конкурс, жюри, спецпрограмма

23 фильма из 16 стран вошли в основной конкурс XVI Международного Канского видеофестиваля. Чтобы посмотреть все конкурсные работы подряд, зрителям потребуется 5 часов 5 минут 9 секунд...

«Зазубрина-2017»: литература выходит в народ

Литературный фестиваль «Зазубрина» состоится в Канске с 23 по 27 августа в дни XVI Международного Канского видеофестиваля...

Прошлое, настоящее и будущее: Канский архитектурный

Шестой международный архитектурный фестиваль состоится в Канске с 23 по 27 августа в рамках XVI Международного Канского фестиваля...

Видеофестиваль возвращается в Канск

XVI Международный Канский Фестиваль вновь пройдет в двух городах: с 23 по 27 августа — в Канске (Красноярский край), а с 31 августа по 3 сентября — в Москве...

XVI Международный Канский видеофестиваль завершился 27 августа в Канске (Красноярский край). Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор» — достался «Девушке за дверью», короткометражному фильму южнокорейского режиссера Сонг Йоо-сунга о попытках противостоять домашнему насилию.

Второе место по результатам голосования международного жюри занял «Атлас раненых зданий» Тадеуша Тишбайна (Германия), а третье — «Наследный раб» Этана Фолка (США). Специального упоминания жюри удостоилась анимационная картина «Окна» Анжелы Липской (Россия), приза фестивальной прессы — «Капля креацина» Ростана Товасиева (Мальгаут), а специального упоминания журнала «Искусство кино» — «Контросвет» Майи Зак (Израиль). Российский фильм «Update/Delete» Алексея Ильина и Григория Калинина получил специальный приз «Кинергия», учрежденный Сибирской генерирующей компанией (СГК), генеральным спонсором Международного Канского видеофестиваля.

«Судя по тому, что я увидела за эти дни в Канске, мы точно сделали правильный выбор, решив поддержать фестиваль, — заявила Анастасия Дьякова, заместитель директора красноярского филиала СГК. — Смыслов в фильмах, думаю, мне хватит еще на полгода — чтобы их проживать, переосмысливать, брать для себя из этого новые жизненные интонации. Главная цель фестиваля — заставить задуматься, и, если это произошло, значит, результат есть. И меня очень поразил архитектурный фестиваль, особенно лесная инсталляция Бертрана Госселина, создающая из игры света настоящую сказку. Это вообще то, что близко энергетике по духу и сути».

Конкурсная программа фестиваля в этом году включала 23 короткометражных фильма из 16 стран (Белоруссия, Великобритания, Венгрия, Германия, Израиль, Канада, Нидерланды, Украина, Россия, США, Филиппины, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Корея, Япония). Вечерние показы проходили на поляне в лесу за Канским драматическим театром: фильмы транслировались на надувной экран, а над зрителями между соснами был натянут тент.

Международное жюри XVI Канского видеофестиваля состояло из шести человек — доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Российского института истории искусств Светланы Адоньевой (Санкт-Петербург), доктора философии, преподавателя Открытого Университета Израиля Ури Гершовича (Иерусалим), художника Владислава Гультяева (Канск), режиссера Владимира Селезнева (Екатеринбург), видеохудожника Эви Шуберт (Берлин). Председателем жюри стал кандидат философских наук Михаил Шубский, бывший директор Красноярского краевого культурно-исторического музейного комплекса.

«В конкурсных фильмах фестиваля мне особенно понравились три вещи. Первое — осмысление молодыми режиссерами нашего общего прошлого, которое для них становится началом движения в будущее, — отметил Михаил Шубский. — Второе — авторы рассматривают тело не как что-то личное, не как частную территорию, а как нечто универсальное, принадлежащее всему миру. Тело воспринимается как связующий элемент между сознанием и окружающим пространством. И третье — бессознательное переводится ими в сознательное. Новое поколение пытается честно открывать темы, которые мы оставляли для себя закрытыми, и это круто».

Внеконкурсная программа видеофестиваля включала специальные программы фильмов «Канский выбор», показ легендарной картины Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз» в сопровождении перформанса от члена жюри Ури Гершовича и поэта Андрея Родионова, а также канские премьеры киноальманаха «Россия как сон», снятого гостями фестиваля в 2015 году, и фантастической комедии Андрея Сильвестрова «Прорубь». С авторской ретроспективой выступила член жюри Эви Шуберт, лауреат прошлогоднего фестиваля (фильм «Dominus Dixit»), приехавшая в Канск при поддержке Гёте-Института в Новосибирске.

«Когда я прилетела в Сибирь, я вспомнила, что нам рассказывала о ней школьная учительница на уроке географии, и с интересом смотрела по сторонам — где здесь тайга, где тундра. Вчера я специально ходила на вокзал Канск-Енисейский, чтобы посмотреть на Транссибирскую магистраль. Когда ты стоишь на железной дороге и понимаешь, на сколько километров она растянулась, что влево, что вправо, это очень впечатляет, — рассказала Эви Шуберт. — Что касается самого фестиваля, то мне нравится, как Канск объединяет разные виды искусства — экспериментальное кино, литература и архитектура. Это настоящий большой арт-фестиваль».

Параллельно с видеофестивалем, как обычно, в городе проходили архитектурный фестиваль и пятый литературный фестиваль «Зазубрина». Московский рэп-артист Лев Киселёв обучал молодых канцев мастерству фристайла и устраивал у знаменитой «Колокольни» Андрея Савина рэп-баттл, а Петр Скворцов, актер «Мастерской Дмитрия Брусникина», проводил мастер-класс по сторителлингу — искусству рассказывать истории. Зрителям показали «вторую серию» читки пьесы Люси Артемьевой «Чудо-Юдо»: премьера проекта на основе хасидских рассказов XVII-XIX веков состоялась в Канске год назад. Член жюри Владимир Селезнев и актеры Канского драматического театра представили на его сцене читку по книге стихов в прозе «Поэзия рабочего удара» Владимира Гастева. В читке пьесы Андрея Родионова и Екатерины Троепольской «Зарница», проходившей в лесу с «естественными декорациями», принимал участие народный ансамбль русской песни «Истоки» Городского дома культуры Канска.

Шестой архитектурный фестиваль представил в Канске несколько оригинальных выставок — «Фантастика!» (картины современных художников были развешаны в лесу на стволах сосен), «Бумажная архитектура Сибири» (работы архитекторов-«бумажников» можно было отрывать, как листы настенного календаря, и уносить с собой), «Алексей Гастев. Экспресс-панорама» (утопический взгляд на развитие советской Сибири из 1916 года сопоставили с тем, что получилось на самом деле), «Канск 2020: проекты возможного» (напечатанные на 3D-принтере макеты работ, побеждавших в международном конкурсе, но всё еще не реализованных, показали Канску, каким он мог стать).

В выставочном зале Канска при поддержке фонда Фридриха Науманна состоялись дискуссии, объединенные темой «Архитектура и свобода», в которых участвовали художники, кураторы, критики и архитекторы из Красноярска, Москвы, Парижа, Новосибирска, Томска и Нижнего Новгорода. По итогам своей первой пятилетки Канский архитектурный фестиваль взял курс на серьезные внутренние изменения и к следующему году обзаведется принципиально новой концепцией, разработать которую предложили нескольким кураторам, в том числе художнику Вячеславу Мизину, участнику арт-группы «Синие носы», директору Сибирского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).

С 31 августа по 3 сентября в Москве прозвучит Эхо XVI Международного Канского видеофестиваля. На церемонии открытия в кинотеатре «Октябрь» будет показан фильм Андрея Сильвестрова «Прорубь». Там же в течение трех вечеров москвичи и гости столицы смогут увидеть все фильмы конкурсной программы. Вне конкурса будут демонстрироваться специальные программы «Канский выбор: художники», «Канский выбор: режиссеры» и «Oodaag’s Selection». Фильмом закрытия Эха XVI Международного Канского видеофестиваля в Москве станет конкурсная работа, выбранная в зрительском голосовании. Кроме того, на церемонии закрытия в кинотеатре «КАРО Музеон» представят медиа-реквием Андрея Сильвестрова и Даниила Зинченко «Открытки с того света» и киномузыкальный перформанс Григория Калинина и Сергея Шайдакова «Stolen Loops Project».

Международный Канский Фестиваль проходит в городе Канске Красноярского края с 2002 года. Мультижанровый фестиваль объединил идеей популяризации в Сибири современной культуры несколько направлений искусства: видео-арт, экспериментальное кино, новая драматургия, новая музыка, поэзия, театр, архитектура. Фестиваль нацелен на развитие художественного языка, поддержку молодого искусства и открытие новых имен. Фестиваль является свободной площадкой для творческих высказываний на любом языке мира.

 

Организатор Канского фестиваля — «Студия Видеодом».

Генеральный спонсор — Сибирская генерирующая компания.

Генеральный партнер — Фонд Михаила Прохорова.

Генеральный информационный партнер — «Канск 5 канал».

Фестиваль проводится при поддержке администрации города Канска, министерства культуры Красноярского края, Канского драматического театра, Городского дома культуры Канска, Гёте-Института в Новосибирске, посольства Королевства Нидерландов в Москве, сети кинотеатров нового поколения «КАРО», фонда Фридриха Науманна, архитектурного бюро «Kontora», издания «Проект Россия», КГБУК «Красноярский Кинограф», ТРЦ «Порт-Артур», гостиницы «Юг», ГК «Медведь-Холдинг», интернет-провайдера «Исток», компании «music*ON».